Мир, который окружает ребенка, огромен и интересен. Предметы  и явления его удивительны и неповторимы Они обладают массой и признаков, о которых ребенку  предстоит узнать.

     Каждое знакомство с предметом и явлением – урок развития детского ума, чувств, творчества. Этот урок преподает школьнику взрослый. Только при учас­тии взрослого восприятие ребенком ок­ружающего мира начинает принимать целенаправленный характер.

     Сущность восприятий заключается в том, что оно обеспечивает получение и переработку информации из внешнего мира: узнавание самих предметов, их свойств и признаков, назначения, помо­гает отличить один предмет от другого, выделить признаки сходства и различия и т.д. Разнообразная информация посту­пает через органы чувств: глаза, уши, язык, нос, поверхность тела. Это так на­зываемое чувственное познание свойств и отношений окружающих предметов является непременным условием формирования полноценных представлений ребенка об окружающем мире, развития его речи и интеллекта.

     Дети с нарушением зрения не имеют возможности хорошо видеть предметы, четко различать их признаки и свойства, а нарушение бинокулярного видения, глазодвигательных функций осложняет восприятие формы, величины, прост­ранственного расположения частей. У таких детей наблюдаются сложности выделения объемности предметов, соотношения расстояния, определения мес­тоположения и взаимоотношений между предметами. Вследствие этого отмеча­ются, некоторые особенности возникших зрительных образов: они неполные, неточные, схематичные, расплывчатые, иногда просто вербальные. Это под­тверждено многочисленными исследова­ниями, в том числа доктором педагоги­ческих наук Л.И.Плаксиной.

     При определении задач и видов рабо­ты по формированию предметных пред­ставлений мы обязательно учитываем перечисленные особенности восприя­тия. В процессе педагогической деятельности мы решаем такие коррекционные задачи, как:

1. Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире, его: объек­тах и предметах.

2. Формирование обследовательских умений.

3. Формирование словаря и связной речи.

4. Формирование умения использо­вать предметные представления в само­стоятельной деятельности.

     Для решения этих задач  мы используем натуральные предметы (одежду, посу­ду, цветы, плоды), муляжи  (овощи, фрук­ты, грибы), чучела белки, суслика, чай­ки, предметные картинки с изображени­ем животных жарких стран, птиц, насе­комых, контурные и силуэтные изобра­жения, предметы, предлагаемые в логи­ческой связи с другими  предметами,

     Основную роль при ознакомлении с предметами отводим формированию об­следовательских действий. Ребенок с нарушением зрения компенсирует недо­статок информации со стороны зрения возможностью потрогать, ощупать, по­нюхать предмет; постучать им, бросить. А тифлопедагог или воспитатель помога­ет восполнить, пробелы в информации с помощью; таких игр, как- «Угадай на ощупь», «Какое по вкусу?», «Что нашел в мешочке?», «Как узнал?», «Что под сал­феткой?»,«Магазин».

     Далее свою работу мы направляем на формирование осознанных предметно-практических действий, умения переда­вать словом  поэтапность выполнения этих действий и их результатов (по Л.И.Плаксиной). На данном этапе учим устанавливать признаки сходства и различия между предметами, делать умозаключения, выводы. В этом нам помога­ют всевозможные, загадки, игры «Найди лишний», «Сгруппируй по признаку», «Парные картинки», «Составь загадку».

    Одной из наиболее сложных и труд­ных задач является формирование навы­ков словесного описания предметов. Учитывая особенности детей с наруше­нием зрения, эффективным приемом в этом направление считаем использование наглядности: натуральных  предметов, схем, алгоритмов. Предлагаем детям; загадки-описания, игры на  придумывание; загадок, задания «угадай предмет по одной из частей», «выбери отгадку множества». Поощряем использование детьми в своих рассказах образных выра­жений, эпитетов, сравнений. Результаты работы по данному направлению пока ещё далеки от желаемых. Поэтому разно­образим работу по обогащению словаря, уделяем внимание чтению художествен­ных произведений, пересказу литературной прозы.

     Важно отметить, что добиваться поло­жительных результатов, помогает нам совместное планирование учебно-воспи­тательной и коррекционно-педагогической работы. В основе такого плана лежит тематическое построение процесса. Изучение сведений о предметах и объектах окружающего мира распределено по месяцам следующим образом:

Сентябрь:       Начало осени. Овощи, фрукты. Осенние цветы.

Октябрь:         Золотая осень. Деревья, листья плоды. Грибы.

Ноябрь:          Поздняя осень. Дикие животные. Перелётные птицы.

Декабрь:         Зима. Зимующие птицы. Звери зимой.

Январь:           Одежда. Обувь. Транспорт.

Февраль:        Мебель. Посуда. Домашние животные.

Март:              Начало весны. Животные жарких стран.

Апрель:          Весна. Перелётные птицы. Рыбы.

Май:               Насекомые. Цветы.

      Тифлопедагог проводит специальные коррекционные занятия, а воспитатели по его рекомендациям организуют, на­блюдения, экскурсии, рассматривание объектов, продуктивные виды деятельности. Так, в сентябре планируются экс­курсии в овощной магазин, лепка ово­щей, рисование и аппликация натюр­мортов, чтение произведения Ю.Тувима «Овощи», сказки Д.Родари «Приключе­ния Чиполлино», загадывание загадок, составление рассказов-описаний, труд в огороде, приготовление салатов. Обяза­тельным компонентом работы является включение специальных коррекционных упражнений (автор Л.И.Плаксина) обводка через кальку, по точкам, выполне­ние задания «дорисуй вторую половину», выкладывание целого из частей и др. Как обобщение – знаний  по теме: «Овощи, фрукты» с детьми проводится комбини­рованной занятие Дело было в огороде». Какую радость испытывают дети, когда правильно отгадывают загадку про овощ, спрятанный в «чудесном» мешочке или отвечают на вопросы о том, что бывает кислым круглым, зеленым. В повсед­невной жизни стараемся дать возможность каждому ребенку раскрыть свой чувственный опыт. Просим детей рассказывать о виденном, их «объяснения» и «рассуждения» интересны и забавны. Свои впечатления ребята отражают так­же в рисунках, поделках. Мы создаем свою библиотечку. В ней уже столько книжек с иллюстрациями («Сказка про осень», «В огороде на грядке выросли загадки», «Страна деревьев, листьев, плодов»). Думаем, что  у ребят не пропа­дет интерес к такому творчеству.

    По мере прохождения каждой темы вместе с воспитателями анализируем работу, намечаем домашние задания, пла­нируем и проводим консультации для родителей.

    При необходимости в содержание го­дового тематического плана мы вносим коррективы, Дополнения, изменения. Задачей ближайшего будущего для нас является изготовление таких специаль­ных пособий дает работы с находящими­ся на плеоптическом и ортоптическом этапах лечения детьми, которые учиты­вали бы тифлопедадогические требования.