Рекомендации педагога-психолога педагогам 1-х классов
по развитию познавательной сферы ребёнка
Рекомендации по развитию мышления
Учите ребёнка:
- сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия;
- описывать различные свойства окружающих его предметов;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- разделять предметы на классы, группы путём выделения в этих предметах тех или иных признаков;
- находить противоположные по значению понятия;
Рекомендации по развитию процессов внимания
Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:
- выкладывание узора из мозаики;
- выкладывание фигуры из палочек по образцу;
- нахождение различий в двух похожих картинках;
- нахождение двух одинаковых предметов среди множества;
- нанизывание бусинок по образцу;
- срисовывание по клеточкам;
- нахождение одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается);
- при выполнении заданий не торопите ребёнка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает;
- устраните отвлекающие факторы.
Рекомендации по развитию памяти
- проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребёнок,
был ему понятен;
- время на изучение материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго;
- попросите ребёнка выученный материал повторить на второй день;
- при заучивании предлагайте ребёнку проговаривать вслух;
- заинтересуйте ребёнка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память;
- при появлении у ребёнка явных признаков утомления сделайте перерыв;
Рекомендации по развитию восприятия
Научите ребёнка:
- различать цвета и их оттенки;
- различать форму предметов и геометрические фигуры;
- делить фигуры на 2,4 равные части;
- сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте);
- выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже);
- измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки);
- различать и называть части суток, их последовательность;
- понимать значение слов вчера, сегодня, завтра;
- знать дни недели, месяцы года.
Воспитание волевых качеств, заинтересованности в учении
- предоставьте ребёнку больше самостоятельности. Пусть он делает открытия сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде;
- проявляйте сами интерес к знаниям, создавайте положительный эмоциональный фон;
- пусть ребёнок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его рост, терпение, старание;
- очень важны интонация, эмоциональная окраска высказываний, обращённых к ребёнку;
- давая негативную оценку действиям ребёнка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать…». В этих случаях ребёнок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях;
- нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребёнка распространялась на его личность, т.е. ребёнка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребёнка и формирует комплекс неполноценности, а, следовательно, и заниженную самооценку и уровень притязаний;
- оценивайте объективно возможности и способности ребёнка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми — только с ним самим. Например: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!». Такой подход будет ориентировать вашего малыша на собственное совершенствование;
Рекомендации по развитию мелкой моторики
Научите ребёнка:
- разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь;
- нанизывать бусинки, пуговки на нитки;
- завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках;
- заводить будильник, игрушки ключиком;
- штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками;
- резать ножницами (желательно небольшого размера);
- конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать;
- рисовать узоры по клеточкам в тетради;
- заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина);
- хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе;
- катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики;
- делать пальчиковую гимнастику.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПО РАБОТЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ
1.Учите ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах.
2.Придерживайтесь постоянства и последовательности в реализации выбранного типа поведения по отношению к ребенку.
3.Сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением.
4. Пресекайте любые агрессивные действия: останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов.
5. Обсуждайте поведение только после успокоения.
6.Обязательно показывайте ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.
7.Учите нести ответственность за свои поступки.
8. Дайте ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания.
9.Сохраняйте спокойный эмоциональный тон.
10. Хвалите позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
11. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения.
12. Четко ориентируйте в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
13. Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребенка будет снята.
ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ
по профилактике конфликтов
1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учите школьников защищать свои законные интересы без конфликтов.
2. Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким образом, вы и своих целей не добьетесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.
3. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции, учите этому школьников. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции. Донесите до детей, что негативные эмоции:
— оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;
— ухудшают качество мышления;
— снижают объективность оценки окружающих;
— по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению.
4. Никогда не выясняйте отношения с детьми, родителями школьников, коллегами в присутствие учеников.
5. Не стремитесь радикально, быстро, лобовыми методами переделывать учеников. Перевоспитание и воспитание школьников – процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.
6. Оценивая результаты учебы и поведение школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективность работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогами и школьниками.
7. Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей.
8. По-своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.
Рекомендации учителям, работающим с детьми с особенностями психофизического развития
- Помните, что детям с особенностями психофизического развития необходимо больше времени, чтобы запомнить какую-либо новую информацию, поэтому проявляйте выдержку и терпение;
- Дети с особенностями психофизического развития быстро устают и отвлекаются, поэтому очень важно своевременно проводить физкультминутки;
- Важно пристально следить за поведением ребенка, как на уроке, так и на перемене;
- При объяснении нового материала старайтесь говорить медленнее (повторять несколько раз), чтобы все учащиеся успевали следить за ходом урока;
- Если ребенок просит помочи, постарайтесь действовать вместе с ним — но не вместо него!
- Старайтесь больше использовать наглядные пособия: видеофильмы, слайды, компьютерную графику, диаграммы, таблицы, картинки и др.;
- Постоянно поддерживайте связь с родителями ребенка, давайте рекомендации, старайтесь четко следовать совместно выработанной (с родителями и другими специалистами) единой стратегии обучения и воспитания ребенка;
- Не сравнивайте ребенка с другими учениками. Сравнивайте достижения ребенка с его же достижениями в разные периоды времени;
- Хвалите ребенка за успехи, чтобы поддержать его и повысить в нем чувство собственного достоинства.
Рекомендации учителям по взаимодействию
с тревожными учениками
Ребенок тревожный, если:
- он испытывает страх пред всем новым, незнакомым, непривычным;
- у него повышенная возбудимость, напряженность, скованность;
- у него наблюдается беспокойство, рассеянность;
- он не уверен в себе, у него заниженная самооценка;
- у него повышенная утомляемость;
- он совершает множество неудачных движений и жестов;
- он ожидает неприятностей, неудач, неодобрения;
- у него наблюдается склонность помнить скорее плохое, чем хорошее;
- он безынициативен, пассивен, робок;
- он болезненно воспринимает критику от окружающих;
- он обвиняет себя во многих неудачах;
- он часто критикует других.
Рекомендации:
1. Избегайте в общении с тревожными учениками критических замечаний и негативного оценивания их личности. Возьмите группу высокотревожных детей под особый контроль;
2. Организуйте на внеклассных мероприятиях работу, направленную на снятие эмоционального напряжения, сплочение детского коллектива, развитие коммуникативных навыков;
3. На уроках чаще используйте элементы двигательной и эмоциональной разгрузки, дозируйте учебную нагрузку и объем домашнего задания, производите частую смену деятельности, чтобы избежать переутомления детей (особенно высокотревожных учеников);
4. Учитывайте, что в ходе адаптации детей с высоким уровнем тревожности большую роль играют эмоции. Высокотревожные дети могут хорошо учиться в условиях спокойной и доброжелательной атмосферы. Высокотревожные дети наименее успешны в ситуациях повышенного напряжения: в условиях ограниченного времени выполнения задания, при выполнении контрольных работ, при опросе, требующем немедленной ответной реакции;
5. Сравнивайте результаты ребенка только с его собственными результатами (неделю, месяц назад);
6. Предъявляемые требования должны быть адекватны возможностям ребенка;
7. Хвалите ребенка даже за незначительный успех;
8. Чаще обращайтесь к ребенку по имени;
Антистрессовый комплекс упражнений
для педагогов
Упражнения, направляющие энергию на использование потенциала мозга без напряжения
- «Кнопки мозга». Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите, сдавите изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и груди. Теперь втяните живот и потянитесь вверх. Как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 с. и стало жарко. Повторите 3 раза.
- Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно — так, чтобы было приятно, 10-15 с.
- Минутный массаж ушных раковин: разотрите хорошенько уши — вначале только мочки, а потом все ухо целиком ладонями: вверх — вниз, вперед — назад, 15-20 с. Упражнение подготовит к напряженной работе.
- «Ленивая восьмерка». Вытянуть вперед руку, сжатую в кулак и с поднятым вверх большим пальцем. Затем начать медленно описывать в воздухе большой знак бесконечности (в виде лежащей восьмерки). Далее следует повторить это упражнение по 4 раза каждой рукой, потом — сцепив обе руки. На последнем этапе необходимо включить все тело, описывая эту восьмерку уже всем корпусом. Упражнение не только «заряжает мозги» — это отличное коррекционное упражнение после работы на компьютере.
- «Перекаты головы». После выполнения этого упражнения голос начинает звучать гораздо громче. Наклоните голову вперед и медленно перекатывайте ее от одного плеча к другому. Опустив плечи, повторите то же самое. Наклоните голову назад и снова делайте перекаты. Эта зарядка для тех, кто решил вернуть себя в рабочее состояние, стать инициатором и творцом, уравновешенным, жизнерадостным человеком, полным идей и вдохновения.
- На руках имеются точки и рефлексогенные зоны, подобные тем, что расположены на стопе. Нервные окончания пальцев рук и всей ладони широко связаны с корой больших полушарий. На руках находится много точек и зон, обладающих успокаивающим и тонизирующим действием. Массаж рук укрепляет нервную систему: касание или легкое безостановочное поглаживание, надавливание с использованием тяжести пальцев, глубокое надавливание, при котором на коже в области точки отмечается более или менее глубокая ямка. Плавное медленное и продолжительное надавливание действуют успокаивающе, а резкое, сильное и короткое — возбуждающе. Длительность воздействия — 0,5 -1 минута.
Упражнения для расслабления
- «Улыбка». Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло.
- Такие мысли всегда помогут: Я справлюсь. У меня получится. Я научусь. Все будет хорошо.
«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто». (Сократ)
Находите время для работы – это УСЛОВИЕ УСПЕХА!
Находите время для размышлений – это ИСТОЧНИК СИЛЫ!
Находите время для игры – это СЕКРЕТ МОЛОДОСТИ!
Находите время для чтения – это ОСНОВА ЗНАНИЙ!
Находите время для дружбы – это УСЛОВИЕ СЧАСТЬЯ!
Находите время для мечты – это ПУТЬ К ЗВЁЗДАМ!
Находите время для любви – это РАДОСТЬ ЖИЗНИ!
Находите время для веселья – это МУЗЫКА ДУШИ!
РЕЛАКСАЦИЯ – система мер, направленная на восстановление и активизацию жизненных функций организма (в том числе техники и упражнения на снятие усталости, общей тревоги, расслабления мышц, достижения покоя и уверенности).
СПОСОБЫ РЕЛАКСАЦИИ: улыбка (контакт глаз); прикосновение, поглаживание, объятия; беседа «по душам»; спокойная музыка, мультфильмы, фильмы о природе; юмор; душ, ванна, баня и т.п.
Формулы самовнушения:
— я успокаиваюсь;
— я отвлекаюсь от всего;
— посторонние звуки не мешают мне;
— уходят все заботы, волнения, тревоги;
— мысли текут плавно, замедленно;
— я отдыхаю;
— я совершенно спокойна (спокоен).
Антистрессовый комплекс упражнений
Упражнения, направляющие энергию на использование потенциала мозга без напряжения
«Кнопки мозга». Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите, сдавите изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и груди. Теперь втяните живот и потянитесь вверх. Как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 с. и стало жарко. Повторите 3 раза.
Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно — так, чтобы было приятно, 10-15 с.
Минутный массаж ушных раковин: разотрите хорошенько уши — вначале только мочки, а потом все ухо целиком ладонями: вверх — вниз, вперед — назад, 15-20 с. Упражнение подготовит к напряженной работе.
«Ленивая восьмерка». Вытянуть вперед руку, сжатую в кулак и с поднятым вверх большим пальцем. Затем начать медленно описывать в воздухе большой знак бесконечности (в виде лежащей восьмерки). Далее следует повторить это упражнение по 4 раза каждой рукой, потом — сцепив обе руки. На последнем этапе необходимо включить все тело, описывая эту восьмерку уже всем корпусом. Упражнение не только «заряжает мозги» — это отличное коррекционное упражнение после работы на компьютере.
«Перекаты головы». После выполнения этого упражнения голос начинает звучать гораздо громче. Наклоните голову вперед и медленно перекатывайте ее от одного плеча к другому. Опустив плечи, повторите то же самое. Наклоните голову назад и снова делайте перекаты. Эта зарядка для тех, кто решил вернуть себя в рабочее состояние, стать инициатором и творцом, уравновешенным, жизнерадостным человеком, полным идей и вдохновения.
На руках имеются точки и рефлексогенные зоны, подобные тем, что расположены на стопе. Нервные окончания пальцев рук и всей ладони широко связаны с корой больших полушарий. На руках находится много точек и зон, обладающих успокаивающим и тонизирующим действием. Массаж рук укрепляет нервную систему: касание или легкое безостановочное поглаживание, надавливание с использованием тяжести пальцев, глубокое надавливание, при котором на коже в области точки отмечается более или менее глубокая ямка. Плавное медленное и продолжительное надавливание действуют успокаивающе, а резкое, сильное и короткое — возбуждающе. Длительность воздействия — 0,5 -1 минута.
- Упражнения для расслабления
«Улыбка». Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло.
Такие мысли всегда помогут: Я справлюсь. У меня получится. Я научусь. Все будет хорошо. .
Рекомендации педагогам по профилактике негативного отношения к жизни у подростков
Рекомендации педагогам по профилактике негативного отношения к жизни у детей и подростков
«Поверьте в то, что жизнь стоит того,
чтобы ее прожить, — и Ваша вера
поможет этому факту свершиться».
Уильям Джейм
Роль педагога в работе с детьми и подростками с негативным отношением к жизни заключается в своевременном выявлении таких детей и первичной профилактике. Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Педагог может обратить внимание педагога-психолога, школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.
Факторы риска, подталкивающие ребёнка и подростка к самоубийству:
— Жестокое обращение окружающих
— Нарушенные отношения в семье, стремление любыми средствами создать впечатление гармонии; ориентация на внешнее соблюдение общепринятых норм; повышенные и непоследовательные требования к детям с полным равнодушием к их проблемам и нежеланием помочь; практика унизительных и жестоких наказаний; полная неспособность родителей оказать ребёнку поддержку.
— Проблемы в школе.
— Неразделённая любовь.
Признаки, предупреждающие о возможности суицида
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков.
Словесные признаки. Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
1. Прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить».
2. Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Больше не придется обо мне волноваться».
3. Много шутит на тему самоубийства.
4. Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки:
1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость,
окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении: стать неряшливым, пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки. Человек может решиться на самоубийство, если:
• Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
• Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема).
• Ощущает себя жертвой насилия — физического сексуального или эмоционального.
• Предпринимал раньше попытки суицида.
• Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
• Слишком критично настроен по отношению к себе.
Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.
1. Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка (агрессивность,
гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность). Относитесь к этому с терпением, никогда не показывайте своего удивления. Не действуйте вопреки ребенку.
2. Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его. Это не всегда легко сделать, и все же попытайтесь. Объясните ребенку, что вы хотите поговорить с ним, выберите удобное для этого время.
3. При разговоре слушайте не только ушами, но и глазами, сердцем.
Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
4. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация острее, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
5. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение может служить основанием для тревоги.
6. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
7. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
8. Воздерживайтесь от осуждения, агрессивности, жестокости по отношению к ребёнку. Но одновременно воздерживайтесь от чрезмерного сочувствия, жалости к нему.
9. Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение.
Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания.
10. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, священников, к которым можно обратиться.
11. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.
Присмотритесь и выслушайте ребёнка!
Покажите ему, что жизнь прекрасна!
Помните, что из каждой тяжёлой ситуации
есть пути выхода!