УТВЕРЖДЕНО
Решение Гомельского областного
исполнительного комитета
УСТАВ
государственного учреждения образования
«Василевичская специальная школа-интернат для
детей с нарушениями зрения»
СТАТУТ
дзяржаунай установы адукацыi
«Васiлевiцкая спецыяльная школа-iнтэрнат для
дзяцей з парушэннямi зроку»
город Василевичи, 2022 г.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Государственное учреждение образования «Василевичская специальная школа-интернат для детей с нарушениями зрения» (далее- Учреждение) создано как государственное учреждение образования «Василевичская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения» и зарегистрировано решением Гомельского областного исполнительного комитета от 27 апреля 2012 г. № 483 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400001296.
Настоящий Устав утвержден в новой редакции в связи с изменением и вида и переименованием государственного учреждения образования «Василевичская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения» в государственное учреждение образования «Василевичская специальная школа- интернат для учащихся с нарушениями зрения» в Учреждение.
2. Учреждение является государственным учреждением специального образования Республики Беларусь.
Вид Учреждения – специальная школа-интернат;
Тип – Учреждение специального образования;
3. Наименование Учреждения:
на русском языке:
полное ‑ государственное учреждение образования «Василевичская специальная школа-интернат для детей с нарушениями зрения»;
сокращённое – Василевичская специальная школа-интернат для детей с нарушениями зрения;
на белорусском языке:
полное – дзяржаўная ўстанова адукацыі «Васілевіцкая спецыяльная школа-інтэрнат для дзяцей з парушэннямі зроку»;
сокращённое – Васілевіцкая школа-інтэрнат для дзяцей з парушэннямі зроку.
4. Имущество Учреждения, распоряжение которым осуществляет в соответствии с законодательством Гомельский областной Совет депутатов (далее – Собственник), принадлежит на праве собственности Гомельской области и закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления.
5. Учредителем Учреждения является Гомельский областной исполнительный комитет (далее – Учредитель).
6. Органом государственного управления Учреждения является главное управление образования Гомельского областного исполнительного комитета (далее – Уполномоченный орган).
7. Учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может иметь печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь, штампы, фирменные бланки и другие реквизиты, необходимые для осуществления своей деятельности, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учреждение имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банке.
8. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Собственник.
8. Учреждение не вправе выступать гарантом или поручителем перед банками-кредиторами юридических лиц негосударственной формы собственности и физических лиц по исполнению этими лицами своих обязательств по возврату полученных кредитов кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
9. Учреждение с согласия Уполномоченного органа имеет право создавать филиалы и представительства.
10. Учреждение осуществляет международное сотрудничество в соответствии с законодательством Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь в области образования.
11. Место нахождения Учреждения: 247550, Республика Беларусь, Гомельская область, Речицкий район, город Василевичи, улица Калинина, дом 3.
ГЛАВА 2
ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
12. Учреждение является учреждением специального образования, в котором реализуется образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), также может реализовываться образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования.
В специальной школе-интернате создаются условия для проживания и питания учащихся.
В специальной школе-интернате учащимся с нарушением зрения, имеющими нарушение речи, оказывается логопедическая помощь.
В специальной школе, школе-интернате могут открываться классы для учащихся с расстройствами аутистического спектра и классы для слепоглухих учащихся.
13. Целью образования и воспитания Учреждения является коррекция физических и (или) психических нарушений развития лиц с нарушениями зрения, подготовка их к осознанному профессиональному самоопределению, обеспечение социальной адаптации и интеграции в общество.
14. Основными задачами Учреждения являются:
реализация образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования учащимися с нарушениями зрения с учетом структуры и степени тяжести физических нарушений;
создание адаптивной образовательной среды для обучения и воспитания учащихся, их гармоничного развития;
формирование социально значимых знаний и умений, необходимых в ежедневной жизни;
подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, рабочей деятельности, семейной жизни;
воспитание жизнеспособной личности, обеспечение возможности интеграции и активного участия в жизни общества;
создание безопасных условий при осуществлении образовательного процесса;
оказание консультативной помощи семьям, которые воспитывают детей с нарушениями зрения.
15. В соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85, Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:
38110 – сбор неопасных отходов;
49392 – прочие перевозки пассажиров автомобильным транспортом в нерегулярном сообщении;
85100 – дошкольное образование;
85200 – начальное образование;
85310 – общее среднее образование;
85510 – образование в области физической культуры, спорта и отдыха;
85520 – образование в области культуры;
86210 – общая врачебная практика;
88990 – прочие социальные услуги без обеспечения проживания, не включенные в другие группировки.
16. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательством, Учреждение может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
На основании Указа Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» Учреждение осуществляет деятельность, связанную с оздоровлением детей за рубежом после получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии).
17. Государственная аккредитация Учреждения осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 3
СТРУКТУРА УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ
18. Учреждение формирует свою структуру в порядке, установленном законодательством.
19. К исключительной компетенции Учредителя относятся следующие вопросы:
утверждение Устава Учреждения, а также изменений, вносимых в него;
определение цели деятельности Учреждения;
принятие решений о реорганизации и ликвидации Учреждения;
контроль за деятельностью Учреждения, использованием по назначению и сохранностью принадлежащего Учреждению имущества;
осуществление других прав и обязанностей в соответствии с законодательством и настоящим Уставом.
20. К компетенции Уполномоченного органа относятся следующие вопросы:
обеспечение сохранности и эффективного использования имущества, закрепленного за Учреждением;
совместно с Учреждением осуществление анализа, совершение и исполнение сделок по распоряжению имуществом, закрепленным за Учреждением;
принятие решений о полном исполнении приобретателем имущества обязательств по сделкам, по распоряжению имуществом, закрепленным за Учреждением;
осуществление других полномочий в соответствии с законодательством.
21. Непосредственное руководство Учреждением осуществляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности приказом начальника Уполномоченного органа по согласованию с заместителем председателя Учредителя по направлению деятельности.
22. Директор Учреждения:
самостоятельно решает все вопросы деятельности Учреждения, за исключением отнесенных настоящим Уставом к компетенции Учредителя или Уполномоченного органа;
организует работу Учреждения;
действует без доверенности от имени Учреждения и в интересах Учреждения, добросовестно и разумно представляет его интересы в отношениях с государственными органами Республики Беларусь, юридическими и физическими лицами;
утверждает структуру и штатное расписание Учреждения в установленном порядке;
по согласованию с Уполномоченным органом назначает на должность и освобождает от должности своих заместителей и главного бухгалтера;
нанимает и увольняет работников в соответствии с трудовым законодательством Республики Беларусь и условиями договоров (контрактов);
заключает договоры от имени Учреждения;
выдает доверенности, открывает в банках расчетный, валютный и другие счета;
издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников Учреждения;
в соответствии с законодательством и Правилами внутреннего трудового распорядка Учреждения применяет меры поощрения и дисциплинарного воздействия к работникам Учреждения;
в пределах, установленных законодательством и настоящим Уставом, распоряжается имуществом, в том числе средствами Учреждения, несет персональную ответственность за сохранность имущества и его эффективное использование;
выступает стороной от лица нанимателя в коллективных договорах с работниками Учреждения;
утверждает должностные инструкции работников Учреждения; несет ответственность за результаты работы Учреждения и выполнение обязательств перед Уполномоченным органом;
в установленном Уполномоченным органом порядке отчитывается перед ним, а также представляет документы и информацию о деятельности Учреждения;
ведет прием граждан и организует в пределах своей компетенции рассмотрение обращений граждан;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
23. Основным органом самоуправления Учреждения является педагогический совет, возглавляемый директором.
24. Компетенция, состав и организация деятельности органов самоуправления определяются в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 4
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ
25. Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры и степени тяжести нарушений в физическом и (или) психическом развитии и возраста обучающихся на основании учебно-программной документации образовательных программ специального образования.
Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования для обучающихся с нарушениями зрения организуется с использованием тифлотехнических средств, специального оборудования, ассистивных устройств и технологий, тактильной рельефной графики, учебных изданий, издаваемых для незрячих рельефно-точечным шрифтом Брайля, для слабовидящих – увеличенным шрифтом.
Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью организуется в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования с учетом особенностей, содержащихся в настоящей главе. Коррекция нарушений в физическом и (или) психическом развитии лиц с особенностями психофизического развития осуществляется на коррекционных занятиях (групповых, подгрупповых, индивидуальных)
Воспитательная работа во внеучебное время с учащимися, осваивающими содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, осуществляется воспитателями, иными педагогическими работниками, в том числе выполняющими функции классного руководителя.
26. Комплектование Учреждения осуществляется Учредителем на основании заключения государственного центра коррекционноразвивающего обучения и реабилитации с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений учащихся с особенностями психофизического развития в соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями для получения специального образования, утверждаемыми Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
27. Прием учащихся в Учреждение осуществляется на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и в порядке, установленном для приема лиц в учреждения образования для освоения содержания образовательных программ общего среднего образования.
28. Учебно-программная документация образовательных программ специального образования включает в себя:
учебные планы специального образования;
программы специального образования.
К учебным планам специального образования относятся:
учебные планы специального образования на уровне дошкольного образования;
учебные планы специального образования на уровне общего среднего образования;
экспериментальные учебные планы;
индивидуальные учебные планы.
Учебный план специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушениями зрения является техническим нормативным правовым актом, разрабатывается на основе типового учебного плана средней школы с учетом особенностей физического и (или) психического развития учащихся и включают в себя перечень обязательных для изучения учебных предметов, устанавливает количество учебных часов на их изучение, количество учебных часов на проведение коррекционных и факультативных занятий, обязательный объем и максимальный допустимый объем учебной нагрузки в неделю на одного учащегося в каждом классе и общее количество учебных часов на класс.
Учебные часы, определенные на проведение коррекционных занятий, не учитываются в максимальном допустимом объеме учебной нагрузки в неделю на одного учащегося.
К программам специального образования относятся:
учебные программы специального образования на уровне дошкольного образования;
учебные программы по учебным предметам;
учебные программы факультативных занятий;
программы коррекционных занятий учебных планов специального образования на уровне общего среднего образования;
экспериментальные учебные программы по учебным предметам;
индивидуальные учебные программы.
29. Для совершенствования научно-методического обеспечения специального образования в Учреждении создаются учебно-методические объединения. Учебно-методические объединения могут создаваться по видам реализуемых в учреждениях образования образовательных программ специального образования, учебному предмету и (или) учебным предметам, а также по вопросам осуществления обучения и воспитания, оказания коррекционно-педагогической помощи, реализации принципа инклюзии в образовании.
30. Срок получения образования лицом, осваивающим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, зависит от возможности освоения ее содержания, а также от структуры и степени тяжести нарушений в физическом и (или) психическом развитии такого лица и составляет для получения:
начального образования – от четырех до пяти лет;
общего базового образования – от девяти до десяти лет;
общего среднего образования – от одиннадцати до двенадцати лет;
Сроки обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития на ступенях общего среднего образования составляют:
на I ступени – от четырех до пяти лет;
на II ступени – пять лет;
на III ступени – два года.
Срок получения образования лицом, осваивающим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, составляет десять лет.
31. Наполняемость классов в Учреждении в зависимости от структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений учащихся составляет:
для незрячих детей, незрячих и слабовидящих детей — 8 учащихся;
для слабовидящих детей — 12 учащихся;
для слепоглухих детей — 3 учащихся;
для детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и или) психическими нарушениями — 6 учащихся.
32. Количество классов в Учреждении определяется Учредителем в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов с учетом условий, которые необходимы для организации образовательного процесса.
33. Обучение и воспитание при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования осуществляется на русском языке.
34. Обязательный для изучения иностранный язык определяется учредителем учреждения образования с учетом потребностей государства и возможностей учреждения образования.
35. В Учреждении изучение учебных предметов осуществляется на базовом уровне.
36. Учебные занятия в Учреждении проводятся в первую смену.
37. Ежедневное количество уроков и их последовательность определяются расписанием уроков, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается директором Учреждения.
Коррекционные и факультативные занятия также проводятся в соответствии с расписанием, которое утверждается директором Учреждения с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.
38. Лица с особенностями психофизического развития при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию в соответствии с требованиями к проведению аттестации при реализации образовательных программ общего среднего образования с учетом сроков получения образования, изучения языков, особенностей, содержащихся в настоящей главе.
Порядок проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, в том числе нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам при проведении текущей, промежуточной и итоговой аттестации, определяется Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования.
Порядок проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в том числе нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам при проведении текущей, промежуточной и итоговой аттестации, определяется Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Перечень учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования, виды итоговых испытаний ежегодно до начала учебного года устанавливаются Министерством образования.
39. Учащимся Учреждения, которые усвоили содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и успешно прошли итоговую аттестацию за период получения общего базового образования, выдается свидетельство об общем базовом образовании.
Учащимся Учреждения, которые усвоили содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и успешно прошли итоговую аттестацию за период получения общего среднего образования, выдается аттестат об общем среднем образовании.
Учащимся Учреждения, которые усвоили содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, выдается свидетельство о специальном образовании.
ГЛАВА 6
ИМУЩЕСТВО УЧРЕЖДЕНИЯ
40. Имущество Учреждения является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками Учреждения.
41. Владение, пользованием распоряжение этим имуществом Учреждение осуществляет в пределах, определяемых законодательством и настоящим Уставом.
42. Имущество Учреждения составляют основные средства, отдельные предметы в составе оборотных средств, материалы и запасы, а также иные ценности, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе Учреждения.
43. Учреждение не вправе без согласия Собственника, Учредителя, Уполномоченного органа отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом.
44. Источниками формирования имущества Учреждения являются:
средства областного бюджета;
средства, полученные от приносящей доходы деятельности;
безвозмездная (спонсорская) помощь юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
добровольные взносы, пожертвования юридических и физических лиц;
иные источники, не запрещенные законодательством.
ГЛАВА 7
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА И ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
45. Материально-техническую базу Учреждения составляют здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, а также иное имущество, используемое для обучения, воспитания, оздоровления учащихся и для решения других задач в сфере образования, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе Учреждения.
46. Полученные доходы и имущество, приобретенное за счет доходов от внебюджетной деятельности, поступают в оперативное управление Учреждения, используются и учитываются им в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
47. Оказание платных услуг в сфере образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета, ухудшать качество предоставления услуг в сфере образования, которые оказываются за счет средств бюджета.
ГЛАВА 8
УЧЕТ, УЧЕТНОСТЬ И КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ
48. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Учреждения осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.
49. Учреждение ведет в установленном порядке делопроизводство, архив, представляет сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами, в соответствующие органы государственного управления.
50. Учреждение осуществляет оперативный учет результатов своей деятельности, представляет в установленном порядке статистическую отчетность в органы статистики.
Оперативную информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности Учреждение направляет Уполномоченному органу, если иное не предусмотрено законодательством.
51. За непредставление и (или) искажение государственной отчетности, нарушение сроков ее представления должностные лица Учреждения несут ответственность, установленную законодательством.
52. Контроль за обеспечением Учреждением качества образования осуществляется уполномоченными государственными органами в порядке и с периодичностью, установленными законодательством.
ГЛАВА 9
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
53. Учреждение имеет право в установленном законодательством порядке устанавливать связи с учебными учреждениями зарубежных государств в области образовательной и творческой деятельности, осуществлять иные формы сотрудничества на взаимовыгодных условиях.
54. Обучение, подготовка иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь, осуществляется в соответствии с законодательством по прямым договорам, заключенным Учреждением с иностранными юридическими и физическими лицами, а также в рамках международных и национальных проектов и программ в сфере образования и культуры.
ГЛАВА 10
РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ
55. Реорганизация и ликвидация Учреждения производится в порядке, установленном действующим законодательством.
56. Учреждение считается ликвидированным с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении его из этого регистра.
Начальник главного
управления образования Р.И.Смирнов