Как помочь ребенку, оказавшемуся в кризисной ситуации
Дети уязвимы и чувствительны как к насильственным так и ненасильственным несчастным случаям и ко всем ситуациям, которые могут подтолкнуть развитие реакции на травму у детей.
Дети подвержены посттравматическому стрессу (ПТС) и реакциям, связанным с горем:
- Как выжившие жертвы
- Как свидетели
- Как любимые, друзья, одноклассники жертвы
- Потому, что они ходят в ту же школу и живут в том же районе, что и жертва
- Потому, что они видели по телевизору эпизоды, такие, как стрельба, жертвы которой были их ровесники, или трагедия случилась в школе, детском саду или другом учреждении, похожем на их собственное.
КАК УЗНАТЬ, ЧТО РЕБЁНОК ПЕРЕЖИВАЕТ ГОРЕ ИЛИ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ТРАВМУ?
(когда следует начинать беспокоиться?)
Когда ребёнок:
- был участником или свидетелем описанных выше событий
- испытывает трудности с учёбой в школе, концентрацией и вниманием
- стал ругаться и часто драться
- кажется чрезмерно возбуждённым или испытывающим тревогу
- часто вздрагивает и легко пугается
- испытывает проблемы со сном, и ему снятся кошмары, или он предпочитает спать где-нибудь в другом месте, но не в своей постели
- хочет быть рядом с вами чаще, чем обычно
- не говорит о том, что произошло, или говорит об этом не умолкая
Даже если ребёнок был подвержен потенциальной травме несколько лет тому назад, его поведение сегодня может быть запоздалой реакцией на ту психоэмоциональную травму.
СЛЕДУЕТ ЗАБИТЬ ТРЕВОГУ, КОГДА РЕБЁНОК…
- не проявляет никакого страха, когда находится в опасности, или кажется более испуганным, чем другие дети его возраста
- кажется более отдаленным от вас и друзей
- вернулся к модели поведения, которую наблюдал, когда был младше
- после потери или травмы ведёт себя как совершенно другой человек
СПОСОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ
(рекомендации родителям)
Понять
1) Травма ни на что не похожа, она может спровоцировать такие реакции, которые вы прежде никогда не наблюдали, а у вашего ребёнка никогда прежде не было
2) Ваш ребёнок может не контролировать своё поведение, потому что ужас, который он пережил, не позволяет ему контролировать свои чувства. Может быть этот ужас движет его поведением.
3) До тех пор, пока поведение ребёнка не причиняет вред ему или другим, это нормально.
Быть терпеливым
1) Травма разрушает у ребёнка чувство безопасности и защищённости. Ему потребуется время, чтобы начать ощущать себя в безопасности и чувствовать, что вы сможете его защитить.
2) Вам как родителю ребёнка, подверженного травме будет нелегко наблюдать возвращение вашего ребёнка к тем моделям поведения, которые были присущи ему раньше, и видеть, что это уже не тот ребёнок, который был до травмы. Ему нужно, чтобы вы были терпеливы.
3) Какие бы модели поведения он не избрал после травмы, не важно насколько странными или пугающими они вам кажутся, но это попытка вашего ребёнка снова почувствовать себя сильным и защищённым. Будьте терпеливы. Не подталкивайте его к переменам.
Заботьтесь
1) Какой бы ни был возраст, после любоё травмы необходимо много внимания и заботы.
2) Позвольте вашему ребёнку кушать то, что он хочет, следовать везде за вами и даже на какое-то время уйти в себя. Вашему ребёнку возможно хочется, чтобы о нём позаботились.
3) Первые несколько недель проводите с вашим ребёнком как можно больше времени.
Пусть всё будет проще
1) Охваченный ужасом ребёнок, подросток или взрослый с трудом сможет концентрировать внимание или запоминать даже самые простые вещи.
2) Охваченный ужасом человек будет забывчивым. Он может даже забыть, о чём он думал или что он говорил пять минут назад.
3) В течение нескольких недель упрощайте всё для него. Не ждите большего. Не вводите нововведения. В это время оберегайте вашего ребёнка от стресса. Для травмированного ребёнка это должно быть время «всё, что ты пожелаешь».
Приведите всё в норму
1) Дайте понять, что нет ничего необычного в его реакциях после того, что он испытал.
2) Узнайте, какие реакции на травму можно ожидать и дайте понять вашему ребёнку, что ещё можно ожидать.
ЧТО НУЖНО ТРАВМИРОВАННЫМ ДЕТЯМ?
1) Знать, что они не одни со своим страхом и горем.
2) Слышать рассказы и видеть реакции таких же детей, переживших насильственные и ненасильственные случаи, которые глубоко их травмировали.
3) Иметь возможность выразить свой ужас, страх, грусть, и даже желание вернуть своих любимых.
4) Иметь способ или средство, которое позволит им выразить свои чувства более естественным способом, чем просто вопросы «Как ты себя чувствуешь?» или «Как сильно ты злишься из-за того, что произошло?»
5) Знать, что их реакции являются естественными, как и те, которые они могут испытывать в результате полученной травмы.
6) Иметь возможность восстановить эмоциональную привязанность к миру взрослых, который, по их мнению, предал их, позволив, чтобы травма случилась.
7) Необходимо особое внимание, направленное на преодоление последствий травмы, для того, чтобы помочь им почувствовать облегчение после того ужаса, который ими владел, и чтобы выработать силу, позволяющую контролировать страх.
8) Подменить страх и грусть счастливыми воспоминаниями.
ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ (родителям)
- НЕЛЬЗЯ пытаться торопить ребёнка стать таким, каким он был до травмы. На это требуется время.
- НЕЛЬЗЯ недооценивать или высмеивать его поведение.
- НЕЛЬЗЯ останавливать его, когда он рассказывает о том, что произошло, даже если он повторяет это снова и снова. Повторение этого рассказа – это способ борьбы со страхом.
- НЕЛЬЗЯ игнорировать изменения в его поведении, особенно те, которые потенциально опасны. Проконсультируйтесь со специалистом по травмам.
- НЕЛЬЗЯ персонализировать его реакции. Часто его реакции связаны с его страхом, а не с вами, даже если кажется, что он обвиняет, нападает или игнорирует вас.
- НЕЛЬЗЯ вносить в его жизнь какие-либо глобальные перемены в течение первых 6-8 недель после произошедшего.
- НЕЛЬЗЯ раздумывать, стоит сразу же проконсультироваться со специалистом, если вас что-то беспокоит.
- НЕЛЬЗЯ пренебрегать информацией. Изучайте всё, что только можете о детях и травмах, даже если вам покажется временами, что лучше просто забыть это, избегать и не говорить об этом.
Признаки негативного отношения к жизни у подростков
К трудной жизненной ситуации или ситуации риска относятся:
1) ситуации, переживаемые как непереносимые, обидные, оскорбительные, угрожающие образу «Я» и унижающие чувство собственного достоинства;
2) разрыв отношений или смерть значимого человека;
3) конфликтные отношения в семье;
4) запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;
5) серьезные трудности в учебе при наличии высоких требований родителей, школы к итоговым результатам обучения;
6) нежелательная беременность, аборт, его последствия;
7) серьезная инфекционная болезнь, передающаяся половым путем;
8) серьезная физическая болезнь.
Педагоги могут наблюдать следующие изменения у подростков:
1) изменение внешнего вида;
2) самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности;
3) ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям;
4) частые прогулы (отсутствие на определенных уроках);
5) резкие и необоснованные вспышки агрессии;
6) рисунки на темы смерти на последних страницах предметных тетрадей, сочинения на темы одиночества, кризиса, утраты смыслов или подобные размышления на уроках гуманитарного цикла и т.п.
Сверстники могут наблюдать следующие изменения:
1) самоизоляция, прерывание дружбы;
2) резкие перепады настроения, несвойственные ранее;
3) повышенная агрессивность;
4) самоповреждающие действия;
5) постоянно поднимаемая в разговорах тема смерти, самообвинения, интерес к способам самоубийства;
6) внезапное изменение внешнего вида;
7) утрата обычных интересов и т.п.
Родители могут наблюдать следующие изменения:
1) изменение настроения, питания, сна;
2) изменение отношения к своей внешности;
3) уход от контактов в семье, самоизоляция;
4) интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в Интернете, посещение тематических сайтов и т.п.);
4) отсутствие мотива к достижению чего-либо;
5) нежелание посещать кружки, школу (в том числе увеличение числа прогулов);
6) серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.) и т.п.
Что делать, если у ребенка
признаки негативного отношения к жизни?
(рекомендации родителям):
1. Внимательно выслушайте ребенка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.
5. Позвольте ребенку открыто высказать свои проблемы.
Важно соблюдать следующие правила:
-будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
— будьте терпеливы;
— не анализируйте поведенческие мотивы ребенка;
— не спорьте и не старайтесь образумить подростка;
— делайте все от вас зависящее.
— обратитесь к специалистам за помощью.
Уважаемые родители!
Выбор профессии – важный и ответственный шаг Вашего ребенка.
Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребёнка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы!
Дайте своему ребёнку право выбора будущей профессии.
Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
Рассматривайте выбор будущей профессии не только в позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребёнка, которые необходимы ему для данной специальности.
Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
Не давите на ребёнка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
Поддерживайте ребёнка, если у него есть терпение и желание, что бы его мечта сбылась.
Поддерживать интерес к профессии с помощью дополнительной литературы, занятиях в кружках, объединениях по интересам.
Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей.
Тревожность. Портрет тревожного ребенка
Признаки проявления тревожности можно заметить, внимательно приглядевшись к своему ребенку.
Ваш ребенок тревожный, если:
- он испытывает страх пред всем новым, незнакомым, непривычным;
- у него повышенная возбудимость, напряженность, скованность;
- у него наблюдается нарушение сна, беспокойство, рассеянность;
- он не уверен в себе, у него заниженная самооценка;
- у него повышенная утомляемость;
- он совершает множество неудачных движений и жестов;
- он ожидает неприятностей, неудач, неодобрения старших;
- у него наблюдается склонность помнить скорее плохое, чем хорошее;
- он безынициативен, пассивен, робок;
- он болезненно воспринимает критику от окружающих;
- он обвиняет себя во многих неудачах;
- он часто критикует других.
Если половина и более признаков, перечисленных выше, характерны для вашего ребенка, то у него повышенная тревожность.
Воспитание тревожного ребенка должно включать в себя три основных направления:
Повышение самооценки ребенка – помогайте вашему ребенку становиться увереннее в себе, ценить себя.
Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения – учите ребенка замечать свою тревогу и справляться с ее признаками с помощью методов релаксации, рисования и другими способами.
Обучение навыкам владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка, – обратите внимание на сложные ситуации, вызывающие тревогу у ребенка (общение с незнакомыми людьми, ответы у доски, выступление на сцене и т.д.), и учите ребенка различным способам разрешения этих ситуаций.
Рекомендации родителям:
- чаще обращайтесь к ребенку по имени;
- ежедневно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина);
- не сравнивайте ребенка с другими, лучше сравните его успехи или поведение с его успехами в предыдущих ситуациях;
- откажитесь от слов, которые унижают достоинство ребенка;
- не требуйте от ребенка извинений за проступок, лучше пусть он объяснит, почему он это сделал;
- старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний;
- будьте единодушны и последовательны в своих действиях, поощряя и наказывая ребенка;
- не предъявляйте к ребенку завышенных или необоснованных требований;
- демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку;
- способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что;
- обсуждайте с ребенком трудные и конфликтные ситуации, в которые он попадает или может попасть;
- доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
От гнева
Рецепт 1
Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.
Пути выполнения:
— Слушайте своего ребенка.
— Проводите с ним как можно больше времени.
— Делитесь с ним своим опытом.
— Рассказывайте ему о своих детских поступках, победах и неудачах.
— Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми, умейте уделить время каждому.
Рецепт 2
Следите за собой, особенно когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.
Пути выполнения:
— Отложите или вовсе отмените совместные дела с ребенком.
— Старайтесь не прикасаться к ребенку во время раздражения.
Рецепт 3
Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.
Пути выполнения:
— Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате», -или «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».
Рецепт 4
В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, то, что могло бы вас успокоить.
Пути выполнения:
— Выпейте чаю.
— Примите теплую ванну, душ.
— Позвоните друзьям.
— Сделайте успокаивающую маску для лица.
— Послушайте любимую музыку.
— Просто расслабьтесь, лежа на диване.
Рецепт 5
Старайтесь предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.
Пути выполнения:
— Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите.
— Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (думая о чем-то приятном) и ситуацией.
Рецепт 6
К некоторым особо важным событиям следует готовить заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям.
Пути выполнения:
— Изучите силы и возможности вашего ребенка.
— Проговорите с ребенком предстоящие события.
Рекомендации родителям
«Помощь ребенку в учебе»
- Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка.
- Обеспечьте ребенку хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойную обстановку, уютное и удобное место для занятий.
- Проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех.
- Радуйтесь малейшим достижениям, выражайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте ребенка в случае неудачи.
- Обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе.
- Вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное.
- Умейте слушать своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить. Периодически диктуйте тексты, спрашивайте по вопросам учебника.
- Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, спортивных секций, дополнительных занятий для контроля и оказания возможной помощи.
- Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспели. Обогащайте их опыт.
- Помните, что в центре внимания должна быть не только отметка, а знания, даже если ими невозможно воспользоваться сегодня.
- Думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.
- Не оставляйте без внимания свободное время ребенка, контролируйте его время провождение и место нахождения.
- Не оставляйте без внимания успехи ребенка, не сравнивайте его успехи с другими.
- Дайте ребенку почувствовать, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность даже по отдельным результатам.
- Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей.
Родителям о компьютерной зависимости подростков
Основными причинами компьютерной зависимости
могут быть:
1. Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми.
2. Недостаток внимания со стороны родителей.
3. Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.
4. Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
5. Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.
6. Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.
7. Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье.
Признаки компьютерной зависимости:
- Значительное улучшение настроения от работы за компьютером;
- Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере;
- Если Вы отрываете ребёнка от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам;
- Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере;
- Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера;
- Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера;
- При общении с окружающими сведение любого разговора к компьютерной тематике;
- Отказ от общения с друзьями.
Опасности компьютерной зависимости
Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения.
На первых порах компьютер может компенсировать ребенку дефицит общения, затем это общение может стать не нужным вовсе.
В процессе игр, или нахождения в интернете, ребенок теряет контроль за временем.
Ребенок может проявлять агрессию, в случае лишения его доступа к компьютерным играм.
Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни все так же просто и можно «заново начать» игру.
Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов.
Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу.
Могут наблюдаться проблемы с осанкой, появляться головные боли.
Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги.
Часто подросток может пренебрегать своим внешним видом и личной гигиеной.
Могут возникать депрессии, при долгом нахождении без компьютера.
Могут наблюдаться проблемы с учебой.
В группе риска находятся:
- Подростки, полагающие, что от них мало что зависит в жизни.
- Подростки с низкой самооценкой, которые с помощью игры стремятся самоутвердиться.
- Если ребенок не контактен, у него мало друзей, часто бывает одинок.
- Дети, мечтающие стать лидерами, но так и не ставшие ими.
Рекомендации родителям:
— Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка:
— до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники.
— с 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день).
— для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами.
— Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.
— Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого.
— Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.
— Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.
— Контролируйте разнообразную занятость ребёнка (кружки, широкие интересы).
— Приобщайте к домашним обязанностям.
— Ежедневно общайтесь с ребёнком, будьте в курсе возникающих у него проблем, конфликтов.
— Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно.
— Не забывайте, что родители — образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребёнка (с учётом своих норм).
— Проанализируйте, не являетесь ли Вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение — лучший рецепт для профилактики зависимости у Вашего ребёнка.
— Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.
— Не оскорбляйте ребенка и его круг общения.
— Будьте другом и помощником своему ребенку.
— Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.